Как уже сообщалось ранее, туркмено-азербайджанские переговоры по определению координат срединной линии на Каспии, состоявшиеся 2-3 мая с.г. в Ашхабаде завершились безрезультатно. Об этом информировали многие средства массовой информации. По итогам переговоров Туркменистан тогда в официальном порядке четко и ясно выразил свое отношение по вопросу об определении срединной линии на Каспии между Туркменистаном и Азербайджанской Республикой. Главной причиной, тормозящей настоящий процесс, по мнению туркменской стороны, является односторонний, без учёта интересов других стран подход Азербайджана.
Вместе с тем, как явствует из различных средств массовой информации, азербайджанская сторона заявила о своем несогласии с позицией Туркменистана. В свою очередь, Туркменистан неоднократно предупреждал о неправомерности действий Азербайджана на Каспии и о передаче дела для рассмотрения в международном арбитражном суде в соответствии с международными правовыми нормами. Туркменистан, выдвигая свой подход к определению срединной линии на Каспии на основе равноудаленных точек по широтам, исходит из того, что этот метод является наиболее приемлемым и учитывающим принцип справедливости.
В офисе вице-премьера Ё.А.Гурбанмурадова, курирующего нефтегазовые вопросы в Правительстве Туркменистана, эту ситуацию прокомментировали следующим образом.
Tуркменистан, начиная с 1992 года, неоднократно в официальном порядке обращался к азербайджанской стороне относительно разработки месторождений на Каспии в одностороннем порядке. По данному вопросу туркменская сторона несколько раз направляла в Правительство Азербайджана документ относительно территориального разграничения Каспия. На протяжении всего этого времени Туркменистан проявлял политическую волю к достижению разумного компромисса, гибкость и терпение. Однако, к сожалению, это не возымело адекватной реакции со стороны Азербайджана.
Придерживаясь последовательных действий в защите своих законных прав и интересов на Каспии, Туркменистан выражает своё категорическое несогласие с односторонними действиями Азербайджана относительно разработки месторождений «Хазар» («Азери») и «Осман» («Чираг») и обращает внимание на неправомерность их действий.
Неправомерность подхода Азербайджана и компаний, осуществляющих свою деятельность в рамках международного консорциума АМОК, обусловлена следующими обстоятельствами:
Во-первых, по определению Международного Суда о принципах и нормах международного права относительно делимитации спорных районов «делимитация морских границ между государствами с противолежащими или смежными побережьями не может быть осуществлена одним из этих государств в одностороннем порядке. Такая делимитация должна достигаться и реализовываться посредством заключения сторонами соглашения...»
Во-вторых, неправомерные действия с азербайджанской стороны основываются на так называемом принципе «сложившейся практики на Каспии» со ссылкой на ранее принятое решение в 1970 году Министерством нефтяной и газовой промышленности бывшего СССР. Вместе с тем ссылка на этот ведомственный акт органа отраслевого управления является по крайней мере некорректной, так как на его основе не могут в правовом отношении решаться вопросы разграничения на море. В советское время эти условные линии разграничения между прикаспийскими странами были определены лишь в хозяйственных целях, а в настоящее время они не получили должного международно-правового оформления.
В-третьих, признание принципа «сложившейся практики на Каспии» не сочетается с положениями международно-правовых норм и современной ситуацией на Каспии. В соответствии с международным правом нельзя считать «сложившейся практикой» отношения, устоявшиеся внутри какого-либо одного государства. Такой практикой признаются отношения, которые складываются во взаимоотношениях между суверенными государствами и которые признаются ими. Существование «длительной практики» и попытка провести аналогию с международным обычаем в отношениях между государствами бассейна Каспийского моря делает необходимым обратиться к пункту 1«b» Статута Международного Суда ООН, где обычай определяется как «доказательство общей практики, признанной в качестве правовой нормы» и предполагает соответственно признание его всеми прикаспийскими государствами. Вместе с тем, и это факт, к настоящему времени отношения в бассейне Каспийского моря, имевшие место в советский период, не признаны в качестве обычая.
Таким образом, методика определения координат срединной линии на Каспии, предлагаемая азербайджанской стороной, попросту обслуживает нефтяные интересы Азербайджана. Она односторонне выражает интересы Азербайджана, не отвечает особенностям географических обстоятельств, связанных с очертаниями береговой линии, приводящих к значительному отклонению срединной линии и противоречит принципу справедливости и равноправия.
Подход Туркменистана по определению координат срединной линии методом равноудаленных точек по широтам отвечает нормам международного права, учитывает специфику береговых линий и акватории Каспия на участке между Туркменистаном и Азербайджаном как противолежащих государств и в полной мере вбирает в себя принцип справедливости.
По этой причине, а также в условиях, когда переговоры об определении правового статуса Каспийского моря ещё не завершены, односторонние действия, связанные с эксплуатацией нефтяных месторождений, отрицательно сказываются на политическом климате в регионе, чреваты непредсказуемыми последствиями. Исходя из этого, Туркменистан вновь призывает Азербайджан воздержаться от ведения каких-либо работ на море до определения договорно-правовой базы на Каспии на основе согласованных и общепризнанных принципов и норм международного права, а также принципа справедливости в качестве её первоосновы.
Туркменистан в очередной раз также обращается к иностранным компаниям с призывом не проводить каких-либо работ и прекратить начатые на спорных между Туркменистаном и Азербайджаном месторождениях углеводородного сырья на Каспийском море до мирного и справедливого решения вопроса.
Учитывая сложность и чувствительность для национальных интересов сторон сложившейся ситуации и с целью выработки объективного, беспристрастного решения, Туркменистан предлагает привлечь к определению срединной линии международных экспертов и специалистов международных организаций, обеспечив при этом полную открытость проводимых работ. В случае незаконного использования спорных территорий Туркменистан обратится в международный арбитражный суд и в соответствующие международные организации для решения спорных вопросов.
г. Ашхабад, 9 мая 2001 г.