В октябре этого года исполняется 10 лет со дня провозглашения государственной независимости Туркменистана. Это событие, несомненно, знаковое не только для Туркменистана, но и для всего международного сообщества. Как известно, 26 октября 1991 г. был проведен всенародный референдум по вопросу о независимости Туркменистана. По его результатам 27 октября 1991 г. принят Конституционный закон «О независимости и основах государственного строительства». Рассматривая роль и политико-правовое значение провозглашения независимости в жизни туркменского народа, его государственности, следует, прежде всего, подчеркнуть, что само принятие Конституционного закона (то есть с точки зрения выбора формы правового оформления) в практике государственного строительства является юридической новеллой.
Выбор формы юридического оформления независимости был не случаен. Дело в том, что закон такого высокого уровня (в юридическом отношении) в Туркменистане принимался впервые. В условиях бывшего СССР законы, обладающие подобной силой, не принимались, поскольку советская теория и практика не предусматривала конституционные законы как вид нормативно-правовых актов. Принятие Конституционного закона о независимости с юридической точки зрения означало, что политические положения о государственной независимости возводятся в ранг Основного Закона Туркменистана. Более того, особенность Конституционного закона заключается также и в том, что он закрепил результаты общенационального референдума, проведенного 26 октября 1991 г. по вопросу о независимости. Следовательно, в нем непосредственно выражена воля народа. Таким образом, Туркменистан впервые в практике национального государственного строительства использовал достижения общечеловеческой цивилизации в сфере юриспруденции, выработанные и используемые государствами мирового сообщества.
Кроме того, Конституционный закон о независимости по задачам, сформулированным в нем, являлся переходным законом и действовал с 27 октября 1991 г. по 18 мая 1992 г., то есть до момента принятия Конституции Туркменистана. В нем подтверждена стратегия национального государственного строительства, провозглашенная в Декларации о государственном суверенитете 1990 г., - формирование демократического, правового и светского государства, уважение и признание прав человека, а некоторые ее принципы получили дальнейшее политико-правовое развитие. В законе закреплялось также важное положение о приоритете общепризнанных норм и принципов международного права. И, наконец, Конституция Туркменистана 1992 г. стала отражением политической стратегии. Главная особенность современного конституционного развития Туркменистана заключается, прежде всего, в совместимости государственно-правовой модели с реальностью её осуществления и присущими ей специфичностью и особенностями.
Будучи по своим временным рамкам и политико-правовому содержанию переходным законом, Конституционный закон 1991 г., с одной стороны, определил политическую стратегию государственного строительства Туркменистана. С другой стороны, он провозгласил именно те отношения, которые не были возведены в ранг Основного Закона. Тем самым закон 1991 г. одновременно устранял «конституционно-правовой вакуум», сложившийся в эти годы. С принятием 18 мая 1992 г. Основного Закона Туркменистана конституционный акт 1991 г. вошел в историю как основа становления новой государственности в Туркменистане.
Государственная независимость явилась также важнейшей основой национального согласия и политической стабильности в стране. В частности, идеи и принципы национальной независимости объединили все слои населения, что отразилось на итогах общенационального референдума. Народ Туркменистана единогласно поддержал курс политического руководства страны, возглавляемого первым Президентом Туркменистана С.А.Ниязовым. Единством целей и задач референдум о независимости объединил представителей всех национальностей и профессий и вместе с тем определил выбор своего пути государственно-правового строительства.
Необходимо отметить, что независимость и Конституция 1992 г. вернули туркменскому народу, как источнику власти, утраченные и обезличенные в условиях бывшего СССР суверенные свойства, например, право называться национальным государством в полном смысле этого слова, а народу - быть реальным хозяином своей судьбы.
Положения Конституционного закона 1991 г., являясь методологической базой развития общества и государства, создали необходимую основу и для духовного возрождения народа Туркменистана. С обретением независимости началось духовное возрождении нации. 18 февраля 2001 г. на X заседании Халк Маслахаты была принята Рухнама в первоначальном варианте. Сапармурат Туркменбаши на заседании народного форума охарактеризовал Рухнама как основной закон духовного возрождения туркменского народа в ХХI веке. Таким образом, духовное возрождение туркменского народа, начавшееся с середины 90-х годов, получило свое новое развитие и продолжение в Рухнама.
Надо сказать, что духовное возрождение туркменского народа складывается из многих составляющих его исторического наследия: языка, культуры, истории, образования, науки, морали, нравственности, национальных обычаев (адатов) и традиций. Потому Рухнама именуется основным законом духовного возрождения туркменского народа, поскольку духовность - высшая ступень чистоты помыслов и нравственных поступков людей, она не имеет четких пределов своего распространения в силу того, что присутствует везде, во всех сферах жизни общества и пронизывает красной нитью наше мировоззрение. Идеология духовного возрождения, проникая во все области сознания людей, как следствие, составляет ядро всеобщего воспитания.
С провозглашением независимости духовное возрождение получило развитие и логическое продолжение в Рухнама, других государственных программах. В частности, воспитание нового нравственно чистого и преданного своему Президенту, народу и государству молодого поколения - первостепенная задача государственных органов и учреждений, общественных организаций всех уровней.
Надо сказать, что в 1995 г. важнейшие принципы и направления духовного возрождения нации получили новое развитие и в форме провозглашения Генеральной Ассамблеи ООН Туркменистана постоянно нейтральным государством. К этому как логическое следствие привела политическая мудрость Президента Туркменистана Сапармурата Туркменбаши в области внешней политики, в основе которой лежит самобытность (национальность) духовной и нравственной культуры туркменского народа - невмешательство в дела других народов, государств, оказание помощи соседям, нуждающимся в помощи. Из истории также известно, что туркмены всегда отличались гостеприимством, миролюбием, никогда первыми не начинали войн. Об этом свидетельствуют и народные эпосы великих огузов-туркмен «Горкут Ата», «Огуз нама», «Гёроглы» и др. Эти качества - существенные элементы высокой нравственной чистоты помыслов народа.
Рухнама, наряду с другими важнейшими источниками, имеет непосредственную связь с правом. Положения Рухнама проходят красной нитью в концепции государственного строительства Туркменистана, формировании демократического, правового и светского государства, что полностью согласуется с особенностями национального менталитета. Право рассматривается как совокупность общеобязательных правил поведения людей, разновидность социальных норм. «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни», - говорили классики. Следовательно, изначально право расматривалось как мера поведения человека. Поэтому Рухнама выступает и в качестве свода социально-нравственных норм, отражающих особенности истории, государственного строительства, менталитета, а также современный уровень и состояние правосознания туркменского народа.
Президент Туркменистана Сапармурат Туркменбаши в духовном возрождении увидел необходимую социальную основу возрождения независимого государства, его экономики, науки, образования, культуры, государственного строительства и в целом всего народа. Именно высокая духовная и нравственная чистота, общечеловеческая и правовая культура - непременные атрибуты нового туркменского общества в ХХI веке.
Следует отметить, что за период независимости государственно-правовое развитие Туркменистана пережило также несколько этапов конституционных реформ - в 1995 г. и 1999 г. Они, в свою очередь, вызваны социально-политической и правовой потребностью развития и совершенствования туркменского общества и государства. Например, в Туркменистане как нейтральном государстве, следуя общепризнанным нормам и принципам международного права, по инициативе Президента Туркменистана с 1 января 1999 г. введен мораторий на исполнение смертной казни. В дальнейшем Конституционным законом, принятым на IX заседании Халк Маслахаты 29 декабря 1999 г., данный вид наказания в Туркменистане полностью и навечно отменен, в связи с чем Народным советом и Меджлисом внесены изменения в ст.20 Основного Закона. Отмена смертной казни - серьезная гарантия защищенности граждан в области осуществления прав человека.
Более того, Конституционным законом Туркменистана от 28 декабря 1999 г. первому Президенту Туркменистана Сапармурату Туркменбаши предоставлено исключительное право осуществления полномочий главы государства без ограничения срока. Данная законодательная формула - историческая новелла в государственном строительстве Турк-менистана. Она выражает признание заслуг Президента Туркменистана в области общественно-политического, социально-экономического развития, огромного его вклада в становление нового национально-государственного устройства Туркменистана, не имеющего аналогов как в отечественной, так зарубежной практике.
Следует подчеркнуть, что для туркменского народа с точки зрения становления новой государственности десять лет - срок небольшой. Между тем, именно за указанный срок Туркменистан сформировал политико-правовую базу реформирования отношений в сфере экономической, социально-культурной жизни, политической системы государства. Более того, за данный период при поддержке международного сообщества Туркменистан провозглашен постоянно нейтральным государством - в конце ХХ века на политической карте мира появилось новое независимое нейтральное государство Туркменистан.
За исторически короткий период в сфере государственного строительства произошли определенные изменения. В частности, впервые в государственно-правовой практике Туркменистана учрежден Халк Маслахаты. Конституирование Народного совета - серьезное законодательное новшество, не имеющее аналогов в отечественной практике государственного строительства. Так, согласно ст.48 Конституции, членами Народного совета являются: Президент, депутаты Меджлиса, народные представители, избираемые по одному от каждого этрапа и города, приравненного к этрапу, председатель Верховного суда, Генеральный прокурор, члены Кабинета Министров, хякимы велаятов и города Ашгабата, арчины городов, а также поселков, являющихся административными центрами велаятов и этрапов. Кроме того, внесены поправки в законодательство о выборах; дважды проведены выборы в Народный совет - высший представительный орган народной власти (6 декабря 1992 г., 5 апреля 1998 г.). В результате голосования избрано 60 народных представителей. 11 декабря 1994 г. и 12 декабря 1999 г. состоялись выборы в Меджлис - высший законодательный орган. Парламент сформирован из 50 депутатов. 27 июня 1993 г. и 5 апреля 1998 г. проведены выборы в Генгеши - органы местного самоуправления, в результате которых образовано 619 органов местного самоуправления, состоящих из 10 319 членов. 15 января 1994 г. проведен всенародный референдум по вопросу о продлении полномочий Президента Туркменистана С.А.Ниязова (Сапармурата Туркменбаши) еще на 5 лет без проведения выборов; с 1992-1999 гг. прочно вошло в конституционно-правовую практику проведение совместных заседаний Народного совета и Меджлиса.
Независимость Туркменистана - важная веха в жизни народа. Она стала исторической и политической необходимостью, воплотила в себя все черты, присущие туркменскому народу: мудрость, последовательность, целенаправленность, толерантность, выбор главной цели, умение довести до логического завершения начатое дело и т.д. Провозгласив политическую независимость государства, туркменский народ приступил к реализации намеченных программ. Сегодня с полным правом можно сказать, что для Туркменистана завершены начавшиеся в конце 80-х - начале 90-х годов политические преобразования.
Таким образом, Конституционный закон 1991 г. выполнил свою историческую миссию: создал политическую и нравственно-психологическую основу для становления полноценного суверенного государства, придал отношениям Туркменистана с государствами мирового сообщества новую форму. Государственная независимость позволила Туркменистану ощутить реальную возможность и политическую свободу в выборе своего пути развития. Именно с провозглашением независимости стал возможным переход к основам нового государственного строительства, экономики. За годы независимости созданы необходимые механизмы осуществления государственной власти на основе принципа разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Независимость послужила также основой реформирования национальной правовой системы, в результате которой образованы государственные органы, учитывающие демократические традиции и менталитет туркменского народа. За этот период заложен прочный политико-правовой фундамент современного национального государства, образована система своеобразных властных структур, адекватных образу жизни, национальным обычаям и традициям туркменского народа.
Независимость сформировала новые политические и научные ориентиры. Наглядным и убедительным свидетельством сказанного является тот факт, что 26 апреля 2000 г. состоялась научно-практическая конференция «Учение Сапармурата Турк-менбаши об обществе». Участие Президента Туркменистана в представительном научном форуме стало важным общественным событием. Идеи и взгляды Президента Туркменистана о новом туркменском обществе нашли большой отклик среди научной интеллигенции, специалистов. В учении главы государства дана принципиально новая трактовка в обновляющемся туркменском обществе общечеловеческих и общемировых ценностей. Красной нитью в его учении проходят положения о необходимости изучения своей истории, культуры, особенностей национальных традиций, обычаев, отражение самобытности и специфичности народа, соответствие общественных институтов национальному менталитету туркмен, условиям переходного периода. Перед обществоведами, политологами и в целом представителями гуманитарных наук поставлены большие задачи. В положениях выступления Сапармурата Туркменбаши сделан особый акцент на то, что Туркменское государство должно базироваться именно на национальных демократических традициях, приоритеты его духовно нравственной основы это - человек, справедливость, свобода личности, а главная цель - формирование справедливого туркменского общества. Сегодня, оглядываясь в прошлое, убеждаешься, что Конституционный закон о независимости прочно вошел в историю нашего государства и сознание туркменского народа. Он был и останется важным политико-правовым актом, который коренным образом изменил дальнейшую судьбу туркменского народа и его государственности. Конституционный закон сыграл свою огромную историческую роль в общественной и государственной жизни страны. В результате провозглашения независимости Туркменистан впервые стал на путь подлинного государства в полном смысле этого слова, создав необходимую политико-правовую основу своей государственности в ХХI веке.
М.ХАИТОВ,
зав.кафедрой конституционного
и международного права ТГУ им.Махтумкули,
доктор юридических наук, профессор